Каталог товаров
Работаем с 8:00 до 23:00 без выходных
(050) 65-55-216
Каталог товаров
Каталог товаров
(050) 65-55-216
Каталог товаров

Законопроект 7198: компенсация за разрушенное жильё

Война, начатая РФ против украинского народа 24 февраля, поставила много задач как перед правительством Украины, так и перед мирными гражданами, пострадавшими в результате террористических действий страны-агрессора. В их числе и восстановление разрушенной инфраструктуры городов, посёлков городского типа и сёл, где уничтожено много жилых и нежилых сооружений.

О чём идёт речь в законопроекте 7198?

Законопроект 7198, автором которого является председатель партии «Слуга народа» Елена Шуляк, – это нормативный акт, предназначенный для урегулирования вопросов компенсации за повреждение или уничтожение недвижимости в результате российского вторжения. Целью создания такого проекта, принятого в первом чтении ещё 1 апреля, стала своевременная подготовка необходимой законодательной базы для оперативного восстановления страны после получения международного финансирования. Это вполне логичный и взвешенный ход, направленный на то, чтобы люди, оставшиеся без крова из-за преступных действий российской армии и правительства страны-агрессора, почувствовали себя более уверенно, а Президент Украины и его команда могли выразить свою солидарность с народом и готовность быстро устранить последствия страшной войны.

Интересно, что в проекте закона о восстановлении разрушенной и повреждённой недвижимости говорится о компенсациях только гражданам Украины. Авторы официального документа сознательно исключили из перечня имеющих право претендовать на получение компенсации юридические лица. В пользу такого решения выступает достаточно весомый аргумент: юридические лица, владеющие жилищным фондом, – это преимущественно бизнес. Несмотря на то что предпринимателям тоже приходится очень сложно во время войны, обычные граждане находятся в более затруднительном положении, поэтому их интересы в приоритете.

Некоторые специалисты задают вопрос о том, какой будет Украина после восстановления – бывшей или более современной, какой план имеет правительство по поводу будущих архитектурных решений. Министр инфраструктуры рассказал, что после войны в Украине будут проектироваться совершенно новые для украинской территории дома вроде израильских. Там обязательно будет укреплён подземный паркинг.

Как получить компенсацию за жильё, повреждённое во время войны?

Согласно положениям нормативного акта, на получение средств могут рассчитывать исключительно граждане Украины, принадлежащие к одной из следующих категорий:

  • владелец повреждённого/разрушенного объекта;
  • лицо, инвестировавшее средства или осуществлявшее финансирование строительства объектов недвижимости, при условии наличия официального разрешения, если здание не было принято в эксплуатацию;
  • член ЖСК, выкупивший квартиру или другое помещение жилого кооператива, но не успевший оформить документы о законном праве собственности;
  • наследник лица или лиц из любой категории из вышеперечисленных.

Относительно этих положений есть противоречивые мнения. Некоторые специалисты утверждают, что невключение в этот список иностранных граждан является нарушением. Но автор законопроекта Е. Шуляк предоставила разъяснение по этому вопросу. Взаимодействие между РФ и Украиной до начала войны было достаточно тесным, многие российские граждане являются владельцами объектов недвижимости на украинской территории. Поскольку жильё, которое им принадлежит, тоже было уничтожено или повреждено, законодатель сознательно исключил их из перечня лиц, имеющих право на получение компенсации за разрушенное жильё. Они граждане страны-агрессора, по вине которого произошли все эти разрушения. На компенсацию они не могут рассчитывать по вполне логичным и справедливым обстоятельствам.

Получить деньги в соответствии с новым законопроектом смогут также объединения совладельцев многоквартирных объектов, если они производят содержание повреждённых зданий.

Законодатель предусмотрел все нюансы денежной компенсации гражданами Украины, среди которых и форма получения средств. Получить компенсационные выплаты можно в виде:

  • конкретной суммы на счёт;
  • финансирование строительства уничтоженного объекта;
  • финансирование строительных работ по восстановлению повреждённых многоквартирных объектов

Чтобы более детально разобраться с вопросом получения средств, необходимо учесть несколько нюансов. Гражданин, получивший право на выплату или финансирование, будет отступать от требования к РФ о возмещении ущерба за разрушенное или повреждённое имущество. Согласно положениям законопроекта 7198, такая передача должна оформляться путём подписания соответствующего договора. Таким образом, гражданам, пострадавшим в результате российской агрессии, не нужно будет ждать решения Международного суда по взысканию средств из страны-агрессора. Восстанавливать повреждённое или разрушенное жильё они смогут гораздо быстрее.

Ещё один не менее важный нюанс о возможности получения выплаты – её размер. В проекте нормативного акта указывается, что он будет определяться с учётом объёма ущерба, причинённого конкретному зданию. Для этого будет применяться методика, разработанная правительством. Максимальный размер выплат не может быть больше, чем средства за 150 кв. м за один объект. Законодатель наделяет получателя правом стать собственником недвижимости, которая по своей стоимости превышает причитающуюся сумму, но при условии, что он оплатит разницу между стоимостью здания и размером компенсации.

Чтобы получить причитающиеся по закону выплаты, нужно:

  • написать соответствующее заявление;
  • дождаться решения Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления компенсаций;
  • получить деньги через определенную государством исполнительную службу.

Оформлять компенсацию можно как во время действия военного положения, так и в течение трёх месяцев после отмены. После успешного прохождения всех этапов, предусмотренных законом, человек или объединение владельцев вправе воспользоваться услугами любых компаний для восстановления и ремонта окон или целого жилого объекта.

Компания «Стандарт окна» предоставляет качественные услуги по остеклению восстановленных и отремонтированных домов. Опытные мастера выполняют:

  • монтаж металлопластиковых конструкций;
  • утепление балконов;
  • установку металлопластиковой двери.

Благодаря слаженной оперативной работе профессиональной команды обеспечивается безусловный комфорт в каждом доме.

Запрет на продажу

Несмотря на актуальность законопроекта 7198 и его логичность, на чём делает акцент автор и главный спикер Елена Шуляк, некоторые правозащитные организации и отдельные специалисты отмечают минусы подхода, демонстрируемого властями по вопросам получения надлежащих гражданам компенсаций. Одна из наиболее спорных тем – необходимость подписывать пострадавшим одновременно с получением средств и обязательства о неотчуждении жилья в течение 3 лет после их получения.

Таким образом, законодатель стремится удержать украинцев от выезда за границу сразу после получения причитающихся им денег. Елена Шуляк в комментариях по поводу нового закона открыто говорит о том, что украинское правительство заинтересовано в том, чтобы граждане остались в своём государстве. Именно в этих целях было прописано соответствующее ограничение. Некоторые правозащитники рассматривают такой подход как нарушение прав человека и соответствующие положения Конституции Украины.

Возможные недостатки законопроекта

Некоторые пункты законопроекта 7198 рассматриваются правозащитниками как возможные минусы. Это, в свою очередь, может привести к неудовлетворению части граждан или путанице при реализации закона на практике. Среди таких аспектов отмечено:

  • Ограничение размера компенсации (не более 150 кв. м). Выходит, что далеко не все граждане смогут восстановить жильё за ​​счёт государственных выплат. Согласно комментариям, которые предоставляет автор законопроекта, у государства нет возможности сразу компенсировать стоимость каждого квадратного метра разрушенной или повреждённой недвижимости. А около 90% пострадавших вкладывается в такое ограничение, потому оно и было утверждено.
  • Законопроект предусматривает многочисленные упрощения ведения строительных работ (без процедур закупки, экспертиз и сертификации материалов). Такой подход является основанием для возникновения вполне обоснованных опасений по поводу качества возводимых зданий. Ведь далеко не каждый застройщик относится добросовестно к выполнению своей работы, особенно при отсутствии строгого контроля.
  • Отсутствие понятных и прозрачных принципов распределения средств и механизмов контроля над их использованием.

Вроде бы вполне логичная на первый взгляд инициатива для быстрого и организованного восстановления Украины после войны с Россией приводит к многочисленным вопросам, на которые пока у правительства нет ответов. Надеемся, что законопроект доработают и все непонятные и запутанные моменты станут простыми и понятными.